четвер, 18 листопада 2010 р.

Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Уже через пару часов мне нужно будет выступать перед аудиторией с докладом по теме, описанной в заголовке. А сегодня (уже вчера), как известно, был день студента (с чем я всех студентов и поздравляю!), посему я немного неадекватен. Необходимо быстро собраться с мыслями и что-то написать, как-то структурировать все знания... Да кому я вру? Какие там знания! Мне бы хоть тему научиться читать без запинок! =(

Ладно, пойду в Интернет и поищу что-то по теме. Точно с таким заголовком ничего не найти, поэтому буду искать по частям. Наверное, для начала, не помешало бы понять, что означают два первых слова - образовательная программа? Попробую изложить свой поток мыслей.

Хождение в школу не должно мешать моему образованию.
Марк Твен. "Приключения Гекельберри Финна"

Вся система образования любой страны представляет собой совокупность образовательных программ и стандартов. Но, все мы учились в школе и, наверняка, сталкивались с их невыполнением. Сколько раз приходилось слышать от учителей: "Эти вот темы мы не успеем рассмотреть, так что вы выучите всё сами дома, а потом проведем самостоятельную работу"? Для школьников эта фраза всегда означает: "В министерстве образования одни дебилы, ничего правильно сделать не могут, а нас заставляют трудиться в поте лица, не учитывая наш хрупкий возраст". Но не потому что "министерство действительно дебилы", а потому, что учителя так преподносят нам эту информацию, я бы даже сказал, дезинформируют школьников.

На самом же деле образовательная программа, которая предоставляется непосредственно учащимся, разрабатывается отнюдь не Министром обороны, и даже не Президентом Китая. Она составляется непосредственно образовательным учреждением. За основу, безусловно, берутся стандарты, изложенные в законах. Все общеобразовательные программы так и названы: "примерными" и это слово так и используется в законах! "...примерное распределение учебных часов ... рекомендуемая последовательность изучения тем".

В зависимости от множества факторов, они конкретизируются непосредственно для данного заведения и составляется уже не примерная, а рабочая программа. Важную роль играют и особенности вида общеобразовательного учреждения, и место, где оно географически расположено, и состава учащихся, и денег, которые они платят как добровольный принудительный взнос, и самое важное в данном случае: от педагогических возможностей конкретной школы, лицея, гимназии. Нельзя требовать от педагога больше, чем он умеет. Все мы не супермены. Да, стремиться надо к большему, но это уже дело самого педагога, а программа по предмету, который он вынужден преподавать, должна быть изложена как можно более кратко.

Принимается образовательная программа педагогическим советом с участием непосредственно педагогов, которые будут вести предмет. Что же мешает им высказывать свое мнение сразу, а не изливать это всё на неокрепшую детскую психику школьников?

Но у нас всё делается через опу не так. Стараясь вознести заведение как можно выше перед руководством и родителями учащихся, интересы школьников ставятся чуть ли не на последнее место: "Вот, сколько много они у нас знать будут, вы нам только платите больше..."

На самом же деле всё это можно выносить в так называемые надпредметные программы, дабы не упускать ничего важного в основных. В них формулируется определенная цель, которая должна быть результатом курса. Практическая цель, результатами которой будет умение учиться. Например, "Умение самоорганизации", "Культура чтения", "Дискуссия", "Грамотный покупатель" и т.п. Главное - заинтересовать. И никто ведь не мешает на факультативах ненавязчиво углублять знания по схожим предметам...

[...И тут я понимаю, что меня понесло совсем не в то русло...]

Итак, что же такое индивидуальные образовательные траектории (ну или маршрута) учащихся? Это процесс. Он призван развить инициативность и самостоятельность учащихся. В идеале, двигаясь по такой траектории, студент или школьник должен полностью реализовать свой творческий потенциал и уметь применять его в профессиональной сфере.

В "Большой советской энциклопедии" под маршрутом понимается "заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути".

Вот уже стопицот лет проводятся различные исследования, опросы, психологические тесты. По их результатам пытаются составить уникальную индивидуальную образовательную программу и ЁПТЬ! приходят к парадоксу. Еще бы: ну как можно спланировать что-либо "для всех" так, чтоб это было "индивидуально" для каждого?!!

Учитывая всё это и прочтенное в интернете, я бы хотел сделать вывод, что идеальным вариантом составления индивидуальной траектории в ВУЗах было бы её планирование студентами самостоятельно.

У нас, в Сумском государственном университете, это частично реализовано с помощью дисциплин по выбору студента. На сколько мне известно, далеко не многие ВУЗы могут похвастаться такой организованностью этого понятия, как у нас. Здесь студенты действительно сами выбирают эти дисциплины из перечня, как бы парадоксально это ни звучало. ;) Это помогает каждому хотя бы 4 часа в неделю посвящать изучению того, что действительно пригодится в недалеком будущем. Того предмета, который интересен, который развивает студента как личность (пусть даже он - "Программирование для WWW", как у меня).

Можно ли процесс выбора ДПВ на следующий год считать планированием индивидуальной образовательной траектории? Я считаю, что вполне можно! Но это не имеет отношения к образовательной программе по предмету, скорей - к образованию в целом... Опять наткнулся на преграду...

...Которую можно обойти! Что если позволить студентам выбирать темы индивидуальных занятий? Например, дисциплина "Программирование" практически никогда не включает в себя информацию о защите авторских прав. Студент подходит к лектору после занятия и предлагает следующую индивидуалку посвятить защите авторских прав. Препод, в свою очередь, объявляет эту тему (доносит до ведома остальных студентов). Ночь не спит, готовится, вот как я сейчас, ищет инфу в инете... А на индивидуалке все присутствующие (кому интересно) обсуждают, делятся опытом, слушают невыспавшегося препода.

Таким образом, я пришел к собственному варианту образовательной программы по предмету "Программирование" как средства планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Получится очень скучный текст... Если учесть, что оратор с меня никакой, надо хотя бы найти пару крылатых выражений. Желательно по теме, но не обязательно. :) Полистаю гугл и найду:

Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу.

Теодор Рузвельт



Больше - значит хуже.

Кингсли Эмис
о распространении высшего образования


Чем менее конкретно название учебного курса, тем меньше ты на этом курсе узнаёшь. Чем конкретнее название учебного курса, тем меньше он тебе пригодится позднее.

"Указание Ромингера"



Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться.

Янина Ипохорская



Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.

Альберт Эйнштейн



Наиболее весело вышло у Марка Твена. Его выражение я и вынес в начало статьи, остальные распечатаю и попытаюсь вставлять в текст.

А может, ну его, это выступление?.. Здоровый сон дороже.

19 коментарів:

Stepan сказав...

Ты просто дай им ссылку на этот пост и пусть сидят себе читают)))

Kichrum сказав...

Да, но ораторские способности никак не проверить тогда =)

Кстати, выступил на отлично!

Имидж сказав...

Солидный доклад. Мысли выложил очень граммотно и интересно. Кстати выбирать темы индивидуальных занятий это ключ к хорошему образованию тех, кто хочет учиться.

sharkin сказав...

Вот у нас на Украине все вузы обязаны в учебных программах планировать так называемую "индивидуальную составляющую" - это и есть те предметы, что студент выбирает самостоятельно. таких должно быть не менее 25%, еще 25% предметов выбирает вуз, а 50% - предусмотрено стандартом образования по данной специальности.

ksyusha сказав...

@sharkin
с каких это пор? Я в этом году ХАИ заканчивал, нифига мы не выбирали)))

sharkin сказав...

А спец курсы - это и есть место для выбора

kirill сказав...

Ого ХАИ тут)))

dzyo-san сказав...

Что то не сторонник я индивидуального выбора обучения. Выйдут технари с узким кругозором.

hardsky сказав...

очень граммотно и интересно.

neiv сказав...

Я думаю, что индивидуальное обучение должно быть в каждом учебном заведении. Тогда будет намного интересней учиться, ведь каждый будет изучать то, что ему по душе!!!

Андрей сказав...

Все равно студенты не слушают такие лекции. Придут на занятия, чтобы выспаться.

KACTET сказав...

спец курсы или репетитор, вот выбор!

КаллантЭ сказав...

И не надо говорить, что оратор никудышный и текст сухой))) Не правда, мне очень понравилось читать, а главное, что заставляет задуматься! Ведь правда, система с индивидуальным выбором предметов - отличный вариант! Но, т.к. наша вышка еще на старых рельсах, то наличие таких индивидуальных занятий - уже большой шаг вперед) И Очень позабавило: "Ночь не спит, готовится, вот как я сейчас, ищет инфу в инете… А на индивидуалке все присутствующие (кому интересно) обсуждают, делятся опытом, слушают невыспавшегося препода." =) Если бы все были такими ^_^

Андрей сказав...

А спец курсы – это и есть место для выбора

Dominik сказав...

Образовательный маршрут лежит через гугл не иначе. Учить факты идиотизм (имхо) !

oleg сказав...

И не надо говорить, что оратор никудышный и текст сухой))) Не правда, мне очень понравилось читать, а главное, что заставляет задуматься! Ведь правда, система с индивидуальным выбором предметов – отличный вариант! Но, т.к. наша вышка еще на старых рельсах, то наличие таких индивидуальных занятий – уже большой шаг вперед) И Очень позабавило: “Ночь не спит, готовится, вот как я сейчас, ищет инфу в инете… А на индивидуалке все присутствующие (кому интересно) обсуждают, делятся опытом, слушают невыспавшегося препода.” =) Если бы все были такими ^_^

Крестина сказав...

В том то и вся прелесть что индивидуальный подход - дает в конечном итоге больший эффект, нежели групповые занятия.
Но он на то и индивидуальный, а наши чинуши этого к сожалению не понимают.

kainov сказав...

С каждым заниматься индивидуально нет возможностей. На лекциях, под монотонный бубнёж преподавателя многие дремлют, в голове ничего не остаётся. Так где выход? А всегда учился тот, кому это надо. Сейчас тем более так, в пору интернета, сам всё найдёт.

maxwmz сказав...

Полностью согласен с тем, что студент должен планировать своё образование самостоятельно - как-никак, совершеннолетнему человеку это вполне под силу. В ВУЗах навязывают слишком много ненужной шелухи, которая никогда впоследствии выпускнику не пригодится.