Хочу сразу предостеречь - я уверен, что мой блог он не читает и я ни коим образом не планирую использовать эту статью как подхалимаж. Зачем же я пишу о нем? - Для людей, которые связали или хотят связать свою жизнь с учением других. Я бы даже сказал, что для абсолютного большинства населения эта статья может оказаться довольно полезной в будущем. Ведь каждый из нас рано или позно становится учителем для кого-то (как минимум, при воспитании своих детишек, или, допустим, если вам прийдется читать какой-либо доклад на работе, вести семинар...)
Я не буду делать вид, что смогу научить кого-то правильно читать лекции или оценивать студентов. Я просто кратко опишу, как это делает Павленко.
Павленко Владимир Петрович - старший преподаватель Сумского государственного университета. В 1980 году окончил исторический факультет Львовского государственного университета им. Ивана Франко. С 1980 года работает в СумГУ. Окончил аспирантуру при ЛГУ им. Ивана Франко. Тема диссертационного исследования "Религиозный фанатизм как социальное явление". Является автором более 30 научных и научно-методических работ.
Круг научных интересов - современные религиозные процессы, социология переходных процессов. Преподает курсы политологии, социологии, психологии, религиоведению. Является автором спецкурсов "Политическое лидерство", "Сравнительная психология народов", "Социология массовых коммуникаций". Является организатором и руководителем школы студенческих лидеров.
Имеет значительный опыт проведения КСД. Работает в проблемной лаборатории "Центр социально-гуманитарных аспектов региональных исследований".
Что у большинства ассоциируется со словом "лекция"?
- Писать, писать и еще раз писать, пока не заболит рука. А потом слушать и слушать, пока не повянут уши от целых предложений, состоящих лишь из заковырчастых непонятных терминов.
- Послушать разные FM-волны, попутно рассылая SMS всем, кому не лень. Содержание первого сообщения часто предопределено: "Сижу на лекции. Скучаю :("
- Возможность подготовить письменные задания к следующему занятию, которые не успел подготовить дома.
- Полтора часа не очень крепкого сна.
Как ведут себя студенты на занятиях у него?
- Записывать следует только то, что он продиктует - общие понятия и кое-что сложно-запоминаемое из теории (до 1 страницы) - потом всё записанное выносится на письменную контрольную.
- С интересом слушают лекцию. Почему? См. п.3-4.
- Запоминают всё на живых примерах! Если они и выдуманные, то такие, которые вполне могут случиться в реальной жизни, зачастую смешные. Всем людям нравится смеяться над собой.
- Там, где примеров придумать не возможно, лектор рассказывает так, что это звучит весело, "на языке студента". Ведь позволено-то в принципе многое, кроме мата. Жаль, что некоторые преподаватели приравнивают весь молодежный лексикон к мату - это грубая ошибка. Преподаватель должен знать, что такое шпора и гопник. Должен отличать 50 cent от полубакса и т.п.
Практика состоит из трех частей:
- Домашнее задание. Дать определение и привести пример. С первым справляются почти все (нет сложности в том, чтоб открыть Википедию на досуге и не глядя переписать первое предложение), но основная оценка как раз за примеры. В зависимости от того, на сколько точно ты приведешь конкретный пример (можно из жизни, чуть ли не переходя на личности), на столько правильно ты понял тему.
- Устный опрос тоже не как у всех. Оценки получают практически все, и сами того не замечая. Проходит это в форме обсуждения конкретной ситуации, плавно переходя по пунктам плана. Преподаватель лишь наталкивает на мысль (иногда ложную с последующим объяснением, почему она ложная), а изложение требует от студентов. Точнее, они сами поднимают руку, потому что никаких штрафов за неправильный ответ нету, зато есть баллы за активность.
- Контрольная работа: тесты и вопросы по теории, но как минимум один вопрос "практический" - описать свое понимание более углубленно и, конечно же, на примерах.
Если студент часами просидит в библиотеке и найдет нужное определение или же просто введет в строку поиска Google и перепишет - результат зачастую один и тот же. Определение можно или переписать и забыть сразу, или зазубрить и забыть после семинара, или же в лучшем случае понять, запомнить на долго, но не знать, где его использовать в дальнейшем.
Результат работы Владимира Петровича в том, что мы не просто имеем оценку, мы имеем знания! Мы знаем, где эти знания применить и как правильно и не правильно это делать. А то, что предмет нравится многим, не делает всех отличниками. К сожалению, набрать 90% баллов не выходит практически ни у кого, а исключение: студенты, которые упорным трудом учат и стараются понять психологию, а не зазубрить термины, как по остальным предметам.
Вывод: примеры, примеры и еще раз примеры. Это касается не только гуманитарных дисциплин, на примерах проще запоминается практически любая информация. Я считаю, нет дисциплин, в которых нельзя всё объяснить на примерах, просто бывают преподаватели, не способные подобрать максимально обобщенные примеры. То есть такие, чтоб за минимальное время использовать максимальное количество теории.
Есть у нас в универе еще один знаменитый преподаватель (имя говорить не буду, но если он читает мой блог, он себя узнает). Он как раз знает "теорию", изложенную мной выше, но, я считаю, не совсем правильно ее применяет. Когда была у нас первая его лекция, он долго рассказывал непонятные слова. Для нас это звучало как "Бла-бла-бла" с рекламы Whiskas. И тут он прерывается и читает из книжки "1000 анекдотов" первый попавшийся, совершенно не в тему, после чего продолжает лекцию. А с задних рядов тем временем слышатся удивленные голоса студентов: "Что это было? Анекдот что ли? Аааа, так смеяться ж надо было! Блин, в следующий раз будем знать..." Добавил, вобщем, "изюминку" в лекцию...
10 коментарів:
Павленко Владимир Петрович - редкостный гандон, скажу я вам, дорогие мои.
По-началу, да, вроде бы человек интересный, сильный духом, независимый ... [далее прочие эпитеты и гиперболы]
По внешнему виду сразу понятно безразличное отношение к одежде;философия не наука; политики - пидорасы; я - кроссавчег.
На лекциях тоже интересно сначала, умно рассказывает умными словами, примерчики (я уверен, что каждый год они одинаковые и нового ничего не придумывается) и т.д. ;)
Но эта система выставления оценок на практиках мне очень не понравилась. Что-то успел сказать - плюс балл, не успел - 0. Если еще группа большая и большая часть - задроты и ботаны, который специально перед парой заучивают фразы из книжки - вообще пиздец. Отдельным пунктом идут домашние задания. Мало того, что на технической специальности учим какую-то психологию, политологию и прочую херню, дак еще и заниматься этим дома )). Вобщем, что я только в заданиях не писал, какие примеры не выдумывал - всё равно больше 3 получал )
Короче, после политологии он читал у нас ту самую психологию, на которой куда более интереснее было читать мануалы по Джаве, чем слушать лай этого онаниста.
IMHO
Мощно высказался, спасибо за мнение =) Более того, во многом я даже согласен.
Просто все привыкли к официальному общению на парах, поэтому и в домашках довольно скованные, и оценки соответствующие. Я понял только на втором курсе, как надо придумывать примеры: чем конкретней и жизненней, тем лучше. К тому же стоит употреблять как можно больше жаргона и 5ка гарантирована =) Я, например, теперь пишу ему только про лохов и гопников, подлиз и даже про него самого.
Если помнишь с психологии, там есть разные типы вхождения в разговор: можно "пристроиться сверху/снизу/на равных". Я на семинаре в качестве примера сказонул: "Вот я пристроился к Вам снизу..." Группа выпала, зато оценку поставил высокую =)
Читал у меня Павленко часть психологии высшей школы. В общем как к человеку я отношу ровно. Насчет одежды +1. Прикольный свитер с викингами %). А система оценивания - каждому свое ;)
Да, свитер заправляет в брюки... Девушки б возмутились :)
на счет гандона +5! лекции и вправду занимательны, но его система оценивания убивает и поражает. у половины группы 2, а у второй- недопуск. очень мило и компетентно.
как преподаватель на 2 из 5 тянет.
По Беде тоже так, но это не значит, что он плохой преподаватель. ;)
Жопа он и ты, дорогой кичрумяра, блог ацтой. Надеюсь прежде чем удалить это сообщение ты долго будешь его перечитавать.
Зачем же удалять? Я давно не малолетка, чтоб спорить с такими, как ты.
Более того, я люблю критику, конструктивную, безусловно. Так что опиши подробней, что именно в преподе, мне и блоге тебе не нравится? :)
НАсчет системы оценивания...есть бока. но массовость это недостаток любой дисциплины. препод один, студентов много.
Из лекций, практик, общения нужно тянуться не к оценкам, а мотать на ус его слова. в них очень много полезного, все проверено в жизни, работает.
а оценки....это для слабых духом.
главное- метод, а не конечное знание.
у этого человека есть чему поучиться
У плохого студента всегда во всем виноват преподаватель! Если б учились нормально, то и система оценивания устраивала, и пары, и отношение преподавателя к вам.
(это я горе-комментаторам)
Дописати коментар